Перевод чисел из одной системы счисления в другую онлайн. Счет в различных системах счисления Деление в восьмеричной системе счисления примеры
Как мы складываем в десятичной системе счисления?
Давайте вспомним о том, как мы складываем числа уже привычным нам способом, в десятичной .
Самое главное стоит понять разряды. Вспомните алфавит каждой СС и тогда вам станет легче.
Сложение в двоичной системе ничем не отличается от сложения в десятичной системе. Главное помнить, алфавит содержит всего две цифры: 0 и 1. Поэтому когда мы складываем 1 + 1, то получаем 0, и увеличиваем число еще на 1 разряд. Посмотрите на пример выше:
- Начинаем складывать как и привыкли справа налево. 0 + 0 = 0, значит записываем 0. Переходим к следующему разряду.
- Складываем 1 + 1 и получаем 2, но 2 нет в двоичной системе счисления, а значит мы записываем 0, а 1 добавляем к следующему разряду.
- У нас получается в этом разряде три единицы складываем 1 + 1 + 1 = 3, этой цифры также быть не может. Значит 3 – 2 = 1. И 1 добавляем к следующему разряду.
- У нас вновь получается 1 + 1 = 2. Мы уже знаем, что 2 быть не может, значит записываем 0, а 1 добавляем к следующему разряду.
- Складывать больше нечего, значит в ответе получаем: 10100.
Один пример мы разобрали, второй решите самостоятельно:
Так же как и в любых других системах счисления необходимо помнить Алфавит. Давайте попробуем сложить выражение.
- Все как обычно, начинаем складывать справа налево. 4 + 3 = 7.
- 5 + 4 = 9. Девяти быть не может, значит из 9 вычитаем 8, получаем 1. И еще 1 добавляем к следующему разряду.
- 3 + 7 + 1 = 11. Из 11 вычитаем 8, получаем 3. И единицу добавляем к следующему разряду.
- 6 + 1 = 7.
- Складывать далее нечего. Ответ: 7317.
А теперь проделайте сложение самостоятельно:
- Выполняем уже знакомые нам действия и не забываем про алфавит. 2 + 1 = 3.
- 5 + 9 = 14. Вспоминаем Алфавит: 14 = Е.
- С = 12. 12 + 8 = 20. Двадцати нет в шестнадцатеричной системе счисления. Значит из 20 вычитаем 16 и получаем 4. И единицу добавляем к следующему разряду.
- 1 + 1 = 2.
- Больше складывать нечего. Ответ: 24Е3.
Вычетание в системах счисления
Вспомним, как мы это делаем в десятичной системе счисления.
- Начинаем слева направо, от меньшего разряда к большему. 2 – 1 = 1.
- 1 – 0 = 1.
- 3 – 9 = ? Тройка меньше девяти, поэтому позаимствуем единицу из старшего разряда. 13 – 9 = 4.
- Из последнего разряда мы взяли единицу для предыдущего действия, поэтому 4 – 1 = 3.
- Ответ: 3411.
- Начинаем как обычно. 1 – 1 = 0.
- 1 – 0 = 1.
- От 0 отнять единицу нельзя. Поэтому заберем один разряд у старшего. 2 – 1 = 1.
- Ответ: 110.
А теперь решите самостоятельно:
- Ничего нового, главное помнить алфавит. 4 – 3 = 1.
- 5 – 0 = 5.
- От 3 отнять 7 мы сразу не можем, для этого нам необходимо заимствовать единицу у более старшего разряда. 11 – 7 = 4.
- Помним, что заимствовали единицу ранее, 6 – 1 = 5.
- Ответ: 5451.
Возьмем предыдущий пример, и посмотрим каков будет результат в шестнадцатеричной системе. Такой же или другой?
- 4 – 3 = 1.
- 5 – 0 = 5.
- От 3 отнять 7 мы сразу не можем, для этого нам необходимо заимствовать единицу у более старшего разряда. 19 – 7 = 12. В шестнадцатеричной системе 12 = С.
- Помним, что заимствовали единицу ранее, 6 – 1 = 5
- Ответ: 5С51
Пример для самостоятельного решения:
Умножение в системах счисления
Давайте запомним раз и навсегда, что умножение в любой системе счисления на единицу, всегда даст тоже самое число.
- Каждый разряд умножаем на единицу, как обычно справа налево, и получаем число 6748;
- 6748 умножаем на 8 и получаем число 53984;
- Проделываем операцию умножения 6748 на 3. Получаем число 20244;
- Складываем все 3 числа, по правилам. Получаем 2570988;
- Ответ: 2570988.
В двоичной системе умножать очень легко. Мы всегда умножаем либо на 0, либо на единицу. Главное, это внимательно складывать. Давайте попробуем.
- 1101 умножаем на единицу, как обычно справа налево, и получаем число 1101;
- Проделываем эту операцию еще 2 раза;
- Складываем все 3 числа внимательно, помним про алфавит, не забывая про лесенку;
- Ответ: 1011011.
Пример для самостоятельного решения:
- 5 х 4 = 20. А 20 = 2 х 8 + 4. Остаток от деления записываем в число – это будет 4, а 2 держим в уме. Проделываем эту процедуру справа налево и получаем число 40234;
- При умножении на 0, получаем четыре 0;
- При умножении на 7, у нас получается число 55164;
- Теперь складываем числа и получаем – 5556634;
- Ответ: 5556634.
Пример для самостоятельного решения:
Все как обычно, главное вспомните алфавит. Буквенные цифры, для удобства переводите в привычную для себя систему счисления, как умножите, переводите обратно в буквенное значение.
Давайте для наглядности разберем умножение на 5 числа 20А4.
- 5 х 4 = 20. А 20 = 16 + 4. Остаток от деления записываем в число – это будет 4, а 1 держим в уме.
- А х 5 + 1 = 10 х 5 + 1 = 51. 51 = 16 х 3 + 3. Остаток от деления записываем в число – это будет 3, а 3 держим в уме.
- При умножении на 0, получаем 0 + 3 = 3;
- 2 х 5 = 10 = А; В итоге у нас получается А334; Проделываем эту процедуру с двумя другими числами;
- Помним правило умножения на 1;
- При умножении на В, у нас получается число 1670С;
- Теперь складываем числа и получаем – 169В974;
- Ответ: 169В974.
Пример для самостоятельного решения.
Примеры перевода чисел в различные системы счисления
Пример №1
Переведем число 12 из десятичной в двоичную систему счисления
Решение
Переведем число 12 10 в 2-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 2, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
12 | : | 2 | = | 6 | остаток: 0 |
6 | : | 2 | = | 3 | остаток: 0 |
3 | : | 2 | = | 1 | остаток: 1 |
1 | : | 2 | = | 0 | остаток: 1 |
12 10 = 1100 2
Пример №2
Переведем число 12.3 из десятичной в двоичную систему счисления
12.3 10 = 1100.010011001100110011001100110011 2
РешениеПереведем целую часть 12 числа 12.3 10 в 2-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 2, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
12 | : | 2 | = | 6 | остаток: 0 |
6 | : | 2 | = | 3 | остаток: 0 |
3 | : | 2 | = | 1 | остаток: 1 |
1 | : | 2 | = | 0 | остаток: 1 |
12 10 = 1100 2
Переведем дробную часть 0.3 числа 12.3 10 в 2-ичную систему счисления, при помощи последовательного умножения на 2, до тех пор, пока в дробной части произведения не получиться ноль или не будет достигнуто необходимое количество знаков после запятой. Если в результате умножения целая часть не равна нулю, тогда необходимо заменить значение целой части на ноль. В результате будет получено число из целых частей произведений, записанное слева направо.
0.3 | · | 2 | = | 0 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.3 10 = 0.010011001100110011001100110011 2
12.3 10 = 1100.010011001100110011001100110011 2
Пример №3
Переведем число 10011 из двоичной системы в десятичную систему счисления
Решение
Переведем число 10011 2 в десятичную систему счисления, для этого сначала запишем позицию каждой цифры в числе с права налево, начиная с нуля
Каждая позиция цифры будет степенью числа 2, так как система счисления 2-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число 10011 2 на 2 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
10011 2 = 1 ⋅ 2 4 + 0 ⋅ 2 3 + 0 ⋅ 2 2 + 1 ⋅ 2 1 + 1 ⋅ 2 0 = 19 10
Пример №4
Переведем число 11.101 из двоичной системы в десятичную систему счисления
11.101 2 = 3.625 10
РешениеПереведем число 11.101 2 в десятичную систему счисления, для этого сначала запишем позицию каждой цифры в числе
Каждая позиция цифры будет степенью числа 2, так как система счисления 2-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число 11.101 2 на 2 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
11.101 2 = 1 ⋅ 2 1 + 1 ⋅ 2 0 + 1 ⋅ 2 -1 + 0 ⋅ 2 -2 + 1 ⋅ 2 -3 = 3.625 10
Пример №5
Переведем число 1583 из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления
1583 10 = 62F 16
РешениеПереведем число 1583 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 16, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
1583 | : | 16 | = | 98 | остаток: 15, 15 = F |
98 | : | 16 | = | 6 | остаток: 2 |
6 | : | 16 | = | 0 | остаток: 6 |
1583 10 = 62F 16
Пример №6
Переведем число 1583.56 из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления
1583.56 10 = 62F.8F5C28F5C28F5C28F5C28F5C28F5C2 16
РешениеПереведем целую часть 1583 числа 1583.56 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 16, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
1583 | : | 16 | = | 98 | остаток: 15, 15 = F |
98 | : | 16 | = | 6 | остаток: 2 |
6 | : | 16 | = | 0 | остаток: 6 |
1583 10 = 62F 16
Переведем дробную часть 0.56 числа 1583.56 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного умножения на 16, до тех пор, пока в дробной части произведения не получиться ноль или не будет достигнуто необходимое количество знаков после запятой. Если в результате умножения целая часть не равна нулю, тогда необходимо заменить значение целой части на ноль. В результате будет получено число из целых частей произведений, записанное слева направо.
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 10 = 0.8F5C28F5C28F5C28F5C28F5C28F5C2 16
1583.56 10 = 62F.8F5C28F5C28F5C28F5C28F5C28F5C2 16
Пример №7
Переведем число A12DCF из шестнадцатеричной системы в десятичную систему счисления
A12DCF 16 = 10563023 10
РешениеПереведем число A12DCF 16 в десятичную систему счисления, для этого сначала запишем позицию каждой цифры в числе с права налево, начиная с нуля
Каждая позиция цифры будет степенью числа 16, так как система счисления 16-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число A12DCF 16 на 16 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
2
Каждая позиция цифры будет степенью числа 16, так как система счисления 16-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число A12DCF.12A 16 на 16 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
A 16 = 10 10
D 16 = 13 10
C 16 = 12 10
F 16 = 15 10
A12DCF.12A 16 = 10 ⋅ 16 5 + 1 ⋅ 16 4 + 2 ⋅ 16 3 + 13 ⋅ 16 2 + 12 ⋅ 16 1 + 15 ⋅ 16 0 + 1 ⋅ 16 -1
Каждая позиция цифры будет степенью числа 2, так как система счисления 2-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число 1010100011 2 на 2 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
1010100011 2 = 1 ⋅ 2 9 + 0 ⋅ 2 8 + 1 ⋅ 2 7 + 0 ⋅ 2 6 + 1 ⋅ 2 5 + 0 ⋅ 2 4 + 0 ⋅ 2 3 + 0 ⋅ 2 2 + 1 ⋅ 2 1 + 1 ⋅ 2 0 = 675 10
Переведем число 675 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 16, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
675 | : | 16 | = | 42 | остаток: 3 |
42 | : | 16 | = | 2 | остаток: 10, 10 = A |
2 | : | 16 | = | 0 | остаток: 2 |
675 10 = 2A3 16
Сложение и вычитание чисел в любой позиционной системе счисления выполняется поразрядно. Для нахождения суммы складываются единицы одного и того же разряда, начиная с единиц первого разряда (справа). Если сумма единиц складываемого разряда превышает число, равное основанию системы, то из этой суммы выделяется единица старшего разряда, которая и добавляется к соседнему разряду слева. Поэтому сложение можно производить непосредственно, как и в десятичной системе, в "столбик", используя таблицу сложения однозначных чисел.
Например, в системе счисления с основанием 4 таблица сложения имеет такой вид:
Еще проще таблица сложения в двоичной системе счисления:
0 + 0 = 0 | 0 + 1 = 1 | 1 + 1 = 10. |
Пример: |
Вычитание выполняем так же, как и в десятичной системе: подписываем вычитаемое под уменьшаемым и производим вычитание чисел в разрядах, начиная с первого. Если вычитание единиц в разряде невозможно, "занимаем" единицу в высшем разряде и преобразуем ее в единицы соседнего правого разряда.
Пример: 2311 4 - 1223 4 .
|
| Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 10 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Арифметические операции в позиционных системах счисления
Урок 15
§12. Арифметические операции в позиционных системах счисления
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Арифметические операции в позиционных системах счисления с основанием q выполняются по правилам, аналогичным правилам, действующим в десятичной системе счисления.
В начальной школе для обучения детей счёту используют таблицы сложения и умножения. Подобные таблицы можно составить для любой позиционной системы счисления.
12.1. Сложение чисел в системе счисления с основанием q
Рассмотрите примеры таблиц сложения в троичной (табл. 3.2), восьмеричной (табл. 3.4) и шестнадцатеричной (табл. 3.3) системах счисления.
Таблица 3.2
Сложение в троичной системе счисления
Таблица 3.3
Сложение в шестнадцатеричной системе счисления
Таблица 3.4
Сложение в восьмеричной системе счисления
q получить сумму S двух чисел А и Б , надо просуммировать образующие их цифры по разрядам i справа налево:
Если a i + b i < q, то s i = a i + b i , старший (i + 1)-й разряд не изменяется;
если a i + b i ≥ q, то s i = а i + b i - q, старший (i + 1)-й разряд увеличивается на 1.
Примеры:
12.2. Вычитание чисел в системе счисления с основанием q
Чтобы в системе счисления с основанием q получить разность R двух чисел А и В , надо вычислить разности образующих их цифр по разрядам i справа налево:
Если a i ≥ b i , то r i = a i - b i , старший (i + 1)-й разряд не изменяется;
если a i < b i , то r i = a i - b i + g, старший (i + 1)-й разряд уменьшается на 1 (выполняется заём в старшем разряде).
Арифметические операции в двоичной системе счисления
Правила выполнения арифметических действий над двоичными числами задаются таблицами сложения, вычитания и умножения.
Правило выполнения операции сложения одинаково для всех систем счисления: если сумма складываемых цифр больше или равна основанию системы счисления, то единица переносится в следующий слева разряд. При вычитании, если необходимо, делают заем.
Аналогично выполняются арифметические действия в восьмеричной, шестнадцатеричной и других системах счисления. При этом необходимо учитывать, что величина переноса в следующий разряд при сложении и заем из старшего разряда при вычитании определяется величиной основания системы счисления.
Арифметические операции в восьмеричной системе счисления
Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются восемь цифр(0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), так как основа восьмеричной системы счисления равна8. Все операции производятся посредством этих восьми цифр. Операции сложения и умножения в восьмеричной системе счисления производятся с помощью следующих таблиц:
Таблицы сложения и умножения в восьмеричной системе счисления
Пример 5 .Вычесть восьмеричные числа 5153- 1671и2426,63- 1706,71 |
Пример 6 .Умножить восьмеричные числа51 16и16,6 3,2 |
Арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления
Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления используются шестнадцать цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F. В шестнадцатеричной системе числошестнадцатьпишется как10. Выполнение арифметических операций в шестнадцатеричной системе производится как и в десятиричной системе, но при выполнении арифметических операций над большими числами необходимо использовать таблицы сложения и умножения чисел в шестнадцатеричной системе счисления.
Таблица сложения в шестнадцатеричной системе счисления
Таблица умножения в шестнадцатеричной системе счисления
Пример 7 .Сложить шестнадцатеричные числа |