Виртуальная реальность – полное погружение. Шлемы виртуальной реальности Нейро шлем виртуальной реальности с полным погружением

В Белгороде недавно открылись несколько клубов виртуальной реальности. Корреспондент «Фонаря» сходил в клуб In Game, узнал, что такое VR-шлем, и на деле проверил, чем он отличается от других игровых консолей.

Последние 5-10 лет развития индустрии компьютерных игр мы в основном видели только улучшение графики и усложнение сюжетных линий. Чтобы поиграть во что-то новенькое, приходилось чуть ли не каждый год менять «железо» на своём персональном компьютере, а потом наступало разочарование, потому что ощущения от игры не были насколько острыми и новыми, как думал изначально, да и мысль, что ты уже это где-то видел, не отпускала от игры к игре. Да, появлялись новые консоли, контроллеры и много других приспособлений и технологий, но они либо были улучшением прежних версий, на которые ещё не вышли достойные игры, либо, как, например, Nintendo Wii (игровая приставка 7-го поколения фирмы Nintendo - прим. ред. ), по факту не оправдали надежд, которые на них возлагали разработчики.

Фото предоставлено In Game

И вот, не так давно, появились шлемы виртуальной реальности. Если у вас есть знакомые геймеры, то, скорее всего, вы слышали о достоинствах и недостатках VR (V irtual reality , искусственная реальность - прим. ред. ). И вроде ещё никто не играл, шлем не надевал, но VR уже роют могилу рядом с Wii. Насколько такие прогнозы могут оправдаться?

***

Мы встретились с владельцем клуба виртуальной реальности In Game Владом Шаталовым , чтобы разобраться, что такое VR и узнать, насколько оправданы опасения и «пророчества» о судьбе новой технологии.

- Есть ли ещё клубы виртуальной реальности в Белгороде?

Насколько я знаю, кроме нашего есть ещё два клуба, но в том, что в центре города, совсем мало места, а [в клуб] на Харгоре нельзя прийти с друзьями, потому что там практически негде ждать, пока кто-то наиграется. Шлемы вроде у всех одинаковые, но у нас уютнее, чем в других клубах, и есть зона отдыха, где можно подождать своей очереди.

- Я слышал, что в ТРЦ «МегаГРИНН» тоже есть VR -шлемы. Чем они отличаются от ваших?

В шлемах, которые там, невозможно контролировать процесс игры - ты можешь только смотреть. У нас можно полностью взаимодействовать с виртуальной реальностью, перемещаться в ней, брать предметы, делать, что хочешь при помощи контроллеров.

- Не думаешь, что VR постигнет учесть Wii ?

- Нет, это совсем другое! Помнишь, как стали появляться первые Sega и Dendy? Хоть там и были простые пиксельные игры, в них было интересно играть. Это был прорыв, благодаря которому появились современные игры. За VR не только игровое будущее - я уверен, что в ближайшее время при помощи виртуальной реальности будут учить студентов-хирургов проводить операции, появятся фильмы, которые можно будет смотреть в VR-шлемах, и сами игры сделают новый скачок! Это логично. У технологии очень большие перспективы по сравнению с Wii. Уже разрабатываются игры, где можно будет почувствовать холод и жар, а также потрогать руками предметы в виртуальной реальности.

- К новым консолям и технологиям часто приходится долго привыкать. Долго ли я буду осваивать VR , если до этого ни разу не играл?

Управление интуитивно понятно, поэтому даже если вы ни разу не держали в руках игрового джойстика, понадобится 10-15 минут, чтобы начать играть. Для тех, кто уже имеет игровой опыт, - ещё меньше. У нас даже дети 6-7 лет спокойно играют. Но в любом случае мы поможем вам научиться управлять контроллерами.

- А кто чаще приходит дети или взрослые?

Приходят все, независимо от пола и возраста. В отличие от компьютеров, игры на HTC Vive (разработанный компаниями HTC и Valve шлем виртуальной реальности - прим. ред. ) интересны всем, потому что перемещают людей в совсем другую реальность, где они могут не только испытать острые ощущения, но и побороть страхи, которые не могли победить в реальной жизни. Например, у нас есть игра, где надо идти по доске, протянутой над пропастью. Многие настолько сильно испытывают ощущение страха высоты, что не идут, а ползут на четвереньках по ковру в игровой зоне.

***

После такого небольшого теоретического ликбеза пришло время испытать шлем виртуальной реальности на себе. Сначала я посмотрел на кита, который, проплывая мимо, снёс меня своим хвостом. Потом владелец In Game запустил для меня «Тренировку джедая». Тут я даже немного растерялся, потому что после нажатия на кнопки контроллера включились два световых меча, которые подрагивали от световой энергии у меня в ладонях. Каждое движение мечом ощущалось рукой как настоящее. Если бы световые мечи существовали, то именно такие ощущения, скорее всего, испытывал бы человек, который держал их в руках. В игре надо было отражать бластерные лучи своими световыми мечами. Был ещё и второй режим, в котором игроку нужно было вступить в бой с летающими имперскими дроидами. Если игроку повезёт, он отразит атаки и убьёт всех десятерых дроидов, появится джедай Империи, с которым можно будет сразиться на световых мечах. Дойти до него у меня так и не получилось: после того, как дроиды убили меня в десятый или двадцатый раз, я решил отомстить им, но уже в другой игре, где вместо меча я получил щит и бластер.

После 30 минут сражения со второй партией летающих дроидов и закономерных 10-20 смертей, Влад перенёс меня в канализацию с толпами зомби. Сам формат зомби-хоррора очень заезжен. Последний раз я что-то похожее видел в The Last of Us, если взять части сюжета, где надо отражать атаки мертвецов. Но на HTC Vive даже стандартный зомби-хоррор с совершенно обычной прокачкой оружия даёт много новых эмоций, а иногда можно получить саспенс (состояние тревожного ожидания, беспокойства - прим. ред. ) даже от «чёртика из табакерки».

***

После часа игр я для себя понял, в чём главное отличие VR от Wii - вторая во многом подавалась как приставка для активных и спортивных людей, а HTC Vive предлагает игры с куда более интересным геймплеем, в которых можно интенсивно двигаться, не замечая и не заставляя себя заниматься физическими упражнениями, как, например, в фитнес-играх на Wii.

Пожалуй, соглашусь, что VR - это будущее не только игровой индустрии, но и восприятия информации в целом. Хотя надо также признать, что новые технологии приходят в Россию часто с большой задержкой, а цены на них сильно отличаются от цен в США. Влад Шаталов, владелец In Game, говорит, что желающим самостоятельно купить себе VR-шлем придётся покупать не только его, но и отдельный мощный компьютер, так как обычный системный блок не потянет HTC Vive, как и большинство других шлемов. Если вы пока ещё к такой покупке не готовы, можно просто поиграть в VR-шлеме и хорошо провести время с друзьями в клубе виртуальной реальности.

05.03.2009, Чт, 14:03, Мск , Текст: Сергей Попсулин

Британские ученые создают технологию, которая сможет передавать информацию на все пять органов чувств человека и, таким образом, целиком погрузить его в виртуальную реальность. Первый виртуальный шлем с такими возможностями планируется выпустить в течение 3-5 лет. Его стоимость составит около $3 тыс. Ученые из двух британских университетов разрабатывают технологию, которая сможет передавать информацию на все пять органов чувств человека и, таким образом, целиком погрузить его в виртуальную реальность. Работа осуществляется в рамках проекта Towards Real Virtuality, финансированием которого занимается правительство Великобритании, а одним из партнеров выступает корпорация IBM.

Как известно, человек обладает пятью органами чувств – это глаза, уши, нос, язык и кожа. Глаза позволяют видеть, уши (включая вестибулярный аппарат) – слышать и ощущать чувство равновесия, нос и язык – чувствовать запах и вкус, кожа отвечает за осязание. На сегодняшний день ни одно устройство в мире не способно возбуждать все эти органы одновременно. Следовательно, полное погружение в виртуальную реальность недостижимо – человек всегда будет знать о том, что он находится в определенном помещении, перед телевизором, за компьютерным столом и так далее. Об этом ему будут сообщать свободные рецепторы.

Целью британских ученых, как они говорят сами, является создание «реальной виртуальности», то есть такой виртуальности, в которой человек не сможет узнать наверняка, находится ли он в реальном или вымышленном мире. Достичь этого планируется, в частности, с помощью шлема под названием Virtual Cocoon, который сможет возбуждать сразу же все органы чувств, включая обоняние – запах будет вырабатываться специальной электроникой, вмонтированной прямо в шлем. Разработку такого приспособления осуществляет Алан Чалмерс (Alan Chalmers) и его команда из Университета Уорика в Британии.


«Как правило, проекты виртуальной реальности предлагают осуществлять воздействие на одно или два из пяти органов чувств. Обычно это глаза и уши, - рассказывает профессор Дэвид Говард (David Howard) из Университета Йорка, возглавляющий исследование. – Мы не знаем ни одной исследовательской группы в мире, которая бы стремилась сделать то же самое, что и мы». «Как известно из биологии, запах и вкус тесно связаны, - продолжает он. – Прикасаясь к губам человека специальными стимуляторами, в сопровождении запаха, мы создадим иллюзию, будто он ест конкретную пищу. Дополнительные устройства будут отвечать за прикосновения к коже». Прототип шлема был представлен на мероприятии Pioneers 09, прошедшем 4 марта в Лондоне.

Полное погружение в виртуальную реальность - столько мифов, столько шума вокруг данной темы. Теперь стать частичкой виртуального мира не составляет никакого труда, ведь рынок предлагает от примитивных и дешевых очков Google Cardboard до мощных и дорогих устройств наподобие - всё зависит от вашего кошелька.

Но действительно ли реален этот виртуальный мир? Да, мы можем получить трехмерную картинку и звук, но о полном захвате всех органов чувств пока речи не идет. Так что виртуальная реальность находится на стадии развития, и нам сейчас остается только мечтать о полном погружении в нее.

Прежде, чем перейти к наиболее популярным разработкам, вспомним немного теорию. Погружение в VR включает в себя 6 главных составляющих: визуальная картинка, звук, симуляция вкуса, запаха, тактильные ощущения и непосредственно положение игрока в пространстве. Причем полное погружение в виртуальный мир - это то состояние, когда человек не понимает, находится он в реальности или нет.

Не будем сильно углубляться в подробности, поэтому перейдем к системам, помогающим человеку позабыть о реальности и погрузиться (хотя бы отчасти!) в мир захватывающих игр и видео:

  1. CAVE. Свою историю проект берет в далеком 1992 году. На сегодняшний день он включает громоздкие дисплеи, расположенные по всему помещению. Кроме того, система содержит встроенные колонки, захват движений и направленный звук.
  2. AlloSphere. Это сфера высотой в 10 метров со стереоскопическими дисплеями и прочими стандартными устройствами для погружения в VR.
  3. Virtuix Omni. Представляет беговой круг, доступный многим людям. Однако дешевизна такого устройства обоснована, ведь оно довольно примитивно.
  4. The VOID. Проект со множеством инновационных технологий открыли в Юте (США) несколько лет назад. Недовольных клиентов у него нет - все максимально абстрагируются от реальности, благодаря уникальным физическим локациям.
  5. Teslasuit. Представляет собой экипировку, оснащенную системами, которые позволяют погрузиться в VR. Обратная тактильная связь, система захвата движений, климат контроль и перчатка с хаптиком – основные составляющие этого беспроводного костюма.

Погружение сознания

Сейчас данная технология находится на стадии зарождения. Ведь полное погружение будет возможно только тогда, когда изобретут устройства, позволяющие передавать сигналы от компьютера в человеческий мозг.

А пока самыми приближенными к VR технологиями являются различные шоу и MMORPG игры, где люди могут стать участниками. Пусть даже такая технология и обманывает органы осязания, но не сознание. Игрок все равно сможет самостоятельно управлять своим телом и принимать собственные решения.

Активно разработками погружения сознания занимается команда Илона Маска. Известный во всем мире ставит перед собой сразу две цели – соединить работу мозга человека с компьютером и побороть тяжелые заболевания такие, как болезнь Паркинсона и прочие.

Как видим, процесс разработки устройства, которое поможет погрузиться с головой в виртуальный мир, идет полным ходом. Купить очки VR – не проблема, а вот окунуться в другую реальность пока еще не удалось никому.

Когда изобретут полное погружение в игру?

Большинство экспертов считает, что полное погружение будет реальным не раньше, чем через 15-25 лет. Как мы упоминали ранее, это станет возможно тогда, когда можно будет запросто подключить компьютер к человеческому мозгу.

Важным моментом при создании технологий полного погружения остается симуляция веса. Ведь хочется не только чувствовать объект на ощупь, но и понимать его массу. Уже сейчас ученые работают над созданием технологии, которая позволит ощущать вес предмета благодаря электростимуляции.

Нейрошлем полного погружения в VR

Первый вопрос, который тревожит заядлых игроков и просто людей, интересующихся современными технологиями: «Когда появится нейрошлем, позволяющий полностью окунуться в VR?». Что ж, дату предугадать невозможно.

В наши дни существуют шлемы, способные только обманывать органы чувств. Тем не менее, специалисты предрекают, что нейрошлемы будут доступны в продаже уже к 2023 году.

Следующий важный вопрос: «Какова стоимость такого устройства?» Сейчас цена шлемов колеблется от 800 до 1000 долларов. Но не забывайте, что к этим девайсам понадобится мощный компьютер стоимостью 1000 долларов и больше, а также дополнительные аксессуары.

То есть сегодня, чтобы погрузиться в виртуальный мир, понадобится как минимум 2000 долларов США. Так что можно предположить, что в будущем базовая комплектация нейрошлема обойдется в пару десятков тысяч долларов.

Мы живем в век быстрого развития технологий. Поэтому не возникает никаких сомнений, что в 2050-х годах появятся гаджеты, которые смогут обеспечить полное погружение в виртуальную реальность. Но пока остается только довольствоваться псевдоустройствами, которые обманывают наше осязание.

Однако уже сейчас вы можете копить деньги на девайс, который в будущем позволит ощущать себя вечно молодым и заново переживать захватывающие приключения.

Доброго времени суток всем), я связи Юки и сегодня я бы хотела поговорить о моей самой любимой теме. Прежде чем вы направитесь ниже, хочу упомянуть, что многие люди кричат о полном погружении, при этом подразумевая под этим нечто совершенно иное. Зародыш полного погружения, если станет понятнее. Возможно, вы пришли сюда именно в поисках этого? Тогда предлагаю почитать статью про виртуальную реальность сегодняшнего дня. В ней отражены многие вопросы. Если же вы на 100% уверены, что ищете информацию именно о полном погружении в виртуальный мир, то читайте дальше.

Сперва, предлагаю разобраться с тем, что вообще подразумевается под фразой - полное погружение в виртуальную реальность. Технология полного погружения в виртуальный мир представляет собой научное изобретение таких высокотехнологичных устройств, которые подают сгенерированные компьютером сигналы напрямую в мозг человека.

При этом, происходит как бы перемещение пользователя технологии полного погружения в виртуальный мир. Виртуальный мир же, в данном случае, обычно некое игровое пространство, полностью запрограммированное на компьютере и не существующее в нашей реальности.

Обычно, при упоминании технологии полного погружения в виртуальный мир, принято думать об играх с полным погружением. Поскольку индустрия развлечений в современном мире имеет приоритетное значение. Сюда можно отнести и игры с полным погружением в виртуальную реальность и мморпг с полным погружением и различные реалити-шоу.

Обобщая вышесказанное повторюсь, что технология полного погружения в виртуальный мир предусматривает обман всех органов чувств человека, погружая его в некое сноподобное состояние. Используя режим полного погружения, пользователь переносится в несуществующее в реальности место.

При этом он осознает где находится и способен полностью управлять там своим несуществующим телом - аватаром, осознанно совершая те или иные действия. Тело пользователя в вымышленном мире может не быть похожим на него. Можно «надеть» на себя аватар типичного орка, гоблина или эльфа - всё, что будет запрограммировано разработчиками виртуального мира. Высокоразвитые технологии полного погружения предполагают эмуляцию вкусовых и обонятельных ощущений, а также позволяют играть во сне и вместо сна. Вероятно, вам доводилось слышать про осознанное сновидение? Вот нечто схожее, но куда более продвинутое.

Главный вопрос, который беспокоит многих - существует ли шлем, а если точнее, нейрошлем для полного погружения в игру. И ответ вас разочарует - нет, в данный момент такого нейрошлема с полным погружением не существует в продаже. Все необходимые концепции пока есть только на бумаге и в проектах ученых умов. Фантасты разных годов давно предсказывают, что рано или поздно появится нейрошлем с полным погружением. Немногие знают, что нейро шлем для игр полного погружения является лишь первой ступенькой в технологии полного погружения, предсказанной фантастами и имеющей реальные шансы к воплощению в реальность.

Капсула полного погружения в виртуальный мир - следующая эволюционная ступенька развития технологии полного погружения. Если (нейро) шлем виртуальной реальности с полным погружением, надевается на голову, то в капсулу виртуальной реальности тело игрока помещается полностью. Разница тут в том, что капсула виртуальной реальности обладает большей мощностью, и способна воздействовать на все органы чувств человека, чего не позволяет нейропривод с полным погружением. Тело игрока находится в безопасности.

Играть в капсуле полного погружения можно гораздо дольше чем в нейрошлеме, вплоть до, пардоньте, автоматического справления естественных надобностей в специальный контейнер. Кормежка тоже может осуществляться автоматически, посредством питательных смесей. Полноценное питание не заменит, но день-два прожить в игре позволит без особых последствий.

Разумеется, всех нас интересует сокровенный вопрос - когда изобретут нейрошлем с полным погружением. Ну когда же выйдет игра с полным погружением, в которую можно будет играть, управляя телом как в жизни.

К сожалению, сегодня нельзя точно сказать, когда появится виртуальная реальность с полным погружением. Она находится лишь в зачаточном состоянии. Есть шлемы виртуальной реальности, которые способны попытаться неумело обмануть наши органы зрения и звука. Но не отчаивайтесь. Некоторые фантасты предрекают появление шлема виртуальной реальности с полным погружением уже в 2022 году, а некоторые китайские учёные говорят что нейрошлем будет доступен уже в 2020-2021 году. Лично я ооочень жду функцию полного погружения в виртуальную реальность.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook