А не послать ли нам гонца? Гонец.

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это - безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всём» . Эти слова принадлежат Халифу Абу Джефару Мансуру - багдадскому халифу, правившему в VIII веке.

Впрочем, важность почтовой связи для контроля над своими владениями и связи с чужими прекрасно понимали правители, жившие задолго до Мансура.

Почта древнего Египта

Известно, что уже в 3 тысячелетии до н.э. у египетских фараонов была вполне организованная служба гонцов - как пеших, так и конных. Благодаря им, правитель мог передавать свои повеления в самые дальние уголки страны, общаться со своими коллегами-конкурентами, а также получать необходимую информацию о том, что творится за пределами столицы. Гонцы первыми сообщали фараону о мятежах или вторжении вражеских войск.
Насколько почётной была работа скорохода неизвестно, зато опасностей хватало, поэтому перед уходом в дальний путь гонец обязательно завещал своё имущество детям - мало ли что...

Почтовая связь Инков

Существовали свои скороходы и на обратной стороне земного шара - прежде всего, в царстве Великого Инки. Индейская почтовая служба называлась "часки", а гонцы делились на две категории: атун-часки и чуро-часки . Первые служили и подчинялись исключительно верховному правителю, а вторые - передавали посылки и донесения от всех прочих.
До прихода бледнолицых индейцы не знали лошадей, а на ламах быстро не доскачешь. Поэтому гонцы передвигались исключительно пешком. Хотя у инков и были дороги, из-за гористой местности долго и быстро бежать по ним было трудно. Поэтому через каждые 2-5 км стояли посты-чуклы. На них запыхавшихся гонцов ждали свежие часки, чтобы забрать сообщение или посылку и продолжить путь. Известно, что пятисоткилометровая дорога, по которой доставляли рыбу от побережья в столицу, преодолевалась где-то за два дня.

Если поручение не терпело малейшего промедления, часка извещал о своём приближении к чукле, трубя в специальный рожок. Были свои ритуалы и при доставке сообщения. Если оно было радостным, в волосы вплетали красные ленты и махали кинжалом. А вот грустные рекомендовалось передавать тихо, стоя перед Великим Инкой на коленях.
Своих гонцов инки готовили с детства. Тренировки и строгие наказания делали часки выносливыми и стойкими. Тайна переписки блюлась очень строго.

Сьеса де Леон, «Хроника Перу»:
«...в таком строгом секрете вели свои дела те, кто проживал на почтовых станциях, что ни по просьбе, ни под угрозами, никогда они не рассказывали о том, что собирались передать в сообщении, пусть даже уведомление уже ушло дальше».

Правда, до старости гонцы доживали редко: ведь одно дело - утренняя пробежка трусцой, а другое - гонка на пределе сил.

Почта северных народов

Что касается северных народов, то у них сформировалась весьма специфическая почтовая связь - кочевая. Например, едет северный абориген на оленьей упряжке, а по пути встречает другого. Если встречный ехал в необходимом направлении, то ему передавалось послание. Если к посланию было привязано перо, то это означало: случилась беда, гони оленей во весь опор. И не дай Бог, прикрепить эту срочную "почтовую марку" на обычное послание - ни один порядочный человек с тобой общаться потом не будет.

Почтовая служба древней Греции

В отличие от Египта и Империи Инков, Древняя Греция представляла собой некий конгломерат суверенных городов-государств (полисов). Поэтому централизованной регулярной почтовой службы у них не было. Каждый полис содержал своих скороходов, которых называли "гемеродромы " ("дневные гонцы"). Известно, что за час гемеродром мог пробежать 55 стадий (около 10 км). Неудивительно, что многие гонцы становились победителями древних Олимпиад, и наоборот - олимпийских бегунов-призёров брали работать гонцами.

Персидская почта

А вот у извечных врагов древних греков - персов - регулярная почтовая связь "ангарейон " была налажена куда лучше - во многом благодаря царю Киру II (VI век до н.э.).

Эффективность персидской почты определялась двумя условиями. Первое - хорошо оборудованная сеть дорог, которые вели от столицы к окраинам Персии. Второе - наличие на этих дорогах почтовых станций со своими управляющими. Обычно станции были удалены друг от друга на расстоянии дневного пробега лошади, и именно там гонцы отдыхали и меняли лошадей.



Важнейшие дороги Персидского царства.

Например, на, так называемой, "Царской дороге" протяжённостью 2500 км располагалось 111 станций. И если пеший гонец мог преодолеть такой путь за 90 дней, то всадники покрывали его буквально за 6-8 дней. Почтовая эстафета была фактически круглосуточной - послание дневного гонца тут же забирал на станции гонец ночной.

Похожую систему почтовой связи позже создадут и улучшат римляне, но о них мы поговорим в отдельной статье.

Письмо написано. Но оно бесполезно, если останется там, где его написали. Нужно доставить послание адресату, иногда «на край света», через горы и океаны, через леса и пустыни. Письмо повезут на лошадях или собаках, на поездах, пароходах, самолетах. Оно доходит до самого глухого местечка, до избушки в тайге, до полярной станции в Арктике или Антарктике.

Письмо
Само
Никуда не пойдет —
Но в ящик его опусти —
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму Увидеть свет:
Ему
Не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

Так написал С.Я. Маршак в своем стихотворении «Почта». Но так было не всегда. Семнадцать лет длилось путешествие Марко Поло на Восток и домой, и за все время никто в родной ему Венеции не получил от него ни единой весточки. В те далекие времена, в XIII в., совершить такой трудный путь письмо не могло.

Но уже в давние времена посылались и получались письменные сообщения. Первыми письмоносцами стали гонцы. Быть гонцом было трудно и небезопасно. Вот как жаловался на свою судьбу за 2300 лет до н.э. бедный египетский гонец: «Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти». Жил гонец в постоянном страхе: принесешь своему или чужому властелину дурные вести — не снесешь головы. Считалось, что тот, кто приносит дурные вести, и сам повинен в несчастье.

Хорошо организованную почтовую связь имело персидское государство, величайшее государство древности. Оно включало Персию, Малую Азию, Фракию, Македонию, Вавилонию, Египет, Финикию, Сирию, Палестину, часть Закавказья и Средней Азии, Аравию и северо-западную Индию.
Властители Персидской рабовладельческой державы Кир и Дарий I, сын Гистаспа (VI — V столетия до н. э.) провели широкое строительство дорог, организовали службу связи. Почтовые станции располагались на дорогах через 25—30 км. Здесь постоянно имелись лошади для смены. Все совершалось очень быстро и точно.
«В ночную тьму, в холод и непогоду садился очередной гонец на коня и мчал послание по пути его следования... Ничто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними»,— писал греческий историк Ксенофонт.

Столица Персии, город Сузы, отстояла от Средиземного моря более чем на две с половиной тысячи километров. Все расстояние конные гонцы преодолевали за 5—6 суток, в то время как пешему потребовалось бы на это 90 суток.
В античной Греции имелись гонцы двух родов: грамматофоры («письмоносцы») и гемеродромы («дневные гонцы»). Первые совершали только -короткие «рейсы». Гемеродромы, вооруженные дротиками, славились быстротой бега. Они пробегали за час 55 стадий (примерно 10 км). Знаменитый гемеродром Эвхид, посланный после битвы при Саламине (480 г. до н. э.) в Дельфы за священным огнем, пробежал за один день почти 200 км. Не раз гемеродромы одерживали победы, участвуя в Олимпийских играх. И, наоборот, победители игр нередко становились гемеродромами.

Нигде и никогда в других странах гонцы не пользовались таким почетом, как в Греции. В отличие от Персии, где письмо передавалось по цепочке пеших или конных гонцов, в Греции его от начала до конца нес один гонец. Никто под угрозой смертной казни не смел напасть на гонца, задержать его или ограбить. Ведь он нес письмо властелина, письмо государственной важности. Часто гонцы имели отличительные знаки, по которым их сразу узнавали. С этими знаками считались даже разбойники и бродяги. Так, например, гонцы Чингис-хана, проезжавшие огромные расстояния из Европы в ставку властелина, привязывали ко лбу табличку — «пайцзу». В зависимости от важности гонца и сообщения таблички были деревянные, серебряные или золотые с изображением сокола или тигра.

Японские гонцы держали в руках колокольчики. Даже княжеским процессиям приходилось уступать им дорогу. Гонцы обслуживали лишь властителей, высших чиновников и военачальников. Строжайшее наказание грозило за прием частных писем. Так было в Персии, в Риме, в других странах древнего мира. Так было и в более поздние времена. Великолепно организованную почту имел древний Рим, заимствовавший, вероятно, постановку дела у персов. Еще во времена Юлия Цезаря имелась обширная сеть дорог. Ее протяженность равнялась 150 000 км. Дороги были вымощены каменными плитами, подогнанными так плотно, что между ними не прошел бы даже лист бумаги. Некоторые из римских дорог сохранились и используются и в наши дни. По всем дорогам стояли каменные столбы с обозначением расстояния в милях (римская миля равнялась 1500 м).

Во времена Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н.э.) почта была уже хорошо налажена. Во II в. н.э. почтовая сеть надежно связывала отдельные части огромной Римской империи. Почта связь шла в нынешнюю Англию, в Восточную Европу до Рейна и Дуная, на Балканы, включая нынешнюю Румынию, в Турцию, Сирию, Палестину и Иорданию, на северо-африканское побережье от Танжера до Александрии. На дорогах имелись станции, где останавливались всадники и возницы. Эта почтовая сеть носила название Cursus publicus. В наиболее значительных населенных пунктах находились помещения для отдыха, где приезжающие могли переночевать и где стояли наготове верховые и вьючные животные, а также повозки. Такие помещения стали позже называться станциями — statio. Обычно говорили: «Станция, расположенная в таком-то месте» — «statio posita in...». От латинского слова posita произошло, вероятнее всего, слово «почта»— post. Впервые в этом смысле его употребили в XIII в. Хотя почта называлась «общественной, народной» (publicus), пользоваться ею рядовые граждане не могли. Они лишь привлекались к перевозке в принудительном порядке, предоставляя лошадей, повозки и всадников. Такая обязанность возлагалась и на жителей покоренных стран. Лишь с течением времени государственная почта стала обслуживать не только императоров и знать, но за установленную плату и других римских граждан.

Богатые патриции, владевшие рабами, использовали их как собственных гонцов. Но на большие расстояния их не посылали, прибегая к услугам странствующих торговцев или путешественников. Однако посланные таким образом письма нередко доходили через многие месяцы, когда они подчас теряли свое значение. Связь с заморскими владениями поддерживалась с помощью кораблей. Римские императоры часто использовали почту самым необычным образом. Император Константин, например, ведя войну с персами, отправил однажды на почтовых повозках войско. «Все дороги ведут в Рим»,— говорили римляне. В иносказательном смысле мы пользуемся этой поговоркой и теперь. Римская почта является рубежом в истории европейской почтовой связи. От случайной передачи сообщений был сделан шаг к строго организованной, регулярно осуществляемой через опорные пункты службе доставки письменных сообщений.

В Индии почтовая служба осуществлялась уже в раннем периоде ее истории. Национальный индийский эпос «Рамаяна» (IV в. н. э.) упоминает о дорожных надсмотрщиках, на которых лежал надзор за гонцами, бежавшими от станции к станции. Звоном бубенцов они требовали дать дорогу, а также сообщали о своем прибытии. На поясе гонца имелась металлическая дощечка с его именем, номером и обозначением станции. Станции устраивались очень несложно. Это были хижины, где гонцы передавали друг другу свою ношу. Для переправы через реки у гонцов имелись плавательные пояса.

Интересны сохранившиеся сведения о почте инков в Перу и ацтеков в Мексике, этих государствах древнейшей культуры Южной Америки. Здесь задолго до появления европейцев существовали почтовые гонцы. О почте инков рассказывает инка Гарсиласо де ла Вега в своей, ставшей всемирно известной, книге «История государства инков», вышедшей в 1609 г. в Лиссабоне. Она переведена на многие европейские языки. В 1974 г. она была издана в Ленинграде, в издательстве «Наука». Гарсиласо де ла Вега родился в 1539 г. в нынешнем Перу. Он был сыном инкской принцессы и капитана конкистадоров. В 1560 г. уехал в Испанию, где стал известен как писатель. В государстве инков на дорогах находились почтовые курьеры, задачей которых были скорейшая доставка приказаний повелителя и передача важных новостей и известий. Курьеры назывались «часки». Это слово означает «обменивать» или «взять»: они обменивались сообщениями. Укрываясь от непогоды, курьеры располагались в хижинах, которые ставились на дороге по две рядом. В каждой находилось от четырех до шести человек, молодых и быстроногих. В особых случаях на станциях находилось до двенадцати гонцов.

Задания выполнялись по очереди гонцами то одной, то другой хижин, их которых наблюдение за дорогой велось в обе стороны, чтобы заметить бегущего гонца до того, как он прибежит, и не терять ни минуты времени. Хижины ставились на высоких местах, и от одной можно было видеть следующую. Расстояние между ними равнялось половине лиги (лига —5572 м). Такое расстояние гонец пробегал очень быстро, не теряя силы. Кроме часков у инков были гонцы, которые назывались «кача» (посланец). Это были личные послы, которые шли от одного князя к другому или от господина к подчиненному. Был еще главный гонец, называвшийся «чуру мульо часки» (гонец с раковиной). Он трубил в раковину, извещая о прибытии. Сообщения, которые передавали часки, были устными, так как инки не знали письменности. Поэтому послание было немногословным, чтобы его не забыть и не перепутать. Слова послания повторялись несколько раз до тех пор, пока его не запоминал очередной гонец. Часки должны были обладать хорошей памятью и пользоваться полным доверием.

Некоторые сообщения передавались с помощью «кипу» (или «квицу»), что значило «завязать узел». Это были разноцветные шнуры различной длины, на которых определенным образом завязывались узлы. В зависимости от цвета и места на шнуре они имели определенное значение. Например, в кипу, представлявшем военное сообщение, шнуры разного цвета обозначали количество воинов, вооруженных пращами, копьями, палицами, стрелков из лука и т. д. Простой узел обозначал 10, двойной—100, тройной — 1000 воинов. Специальным должностным лицам поручалось сплетать и «читать» кипу, что было очень сложно.

Дурные вести передавали властелину стоя на коленях. Если сообщение было радостным, например о победе, гонец вплетал в волосы красные ленты и размахивал кинжалом. У ацтеков гонцы назывались «пайнани». Как у инков, так и у ацтеков гонцы доставляли к царскому столу их отдаленных районов страны отборные фрукты, рыбу и другие редкие и скоропортящиеся продукты со скоростью до 400 км в сутки. Использование гонцов для подобных целей имело место и у других народов. Так, знаменитый полководец древности Александр Македонский (IV в. до н. э.) во время своих походов в Персию и Индию, страдая от жажды, употреблял фруктовые соки со снегом. Его доставляли специальные эстафеты рабов с горных вершин и из пещер.

Вместе с римской империей погибли и ее почтовые учреждения. В эпоху непрестанных войн, которыми отличалось начало средних веков, не ощущалось большой потребности в почтовых связях. Культурная жизнь времен средневековья сосредоточивалась в монастырях и университетах, находившихся в большинстве случаев под влиянием духовенства.

Князья-феодалы осуществляли пересылку писем и багажа при помощи гонцов и возниц, которые предоставлялись их подданными. Лишь во Франции Хлодвиг (482—511 гг.) пытался создать — без особого успеха — почтовую связь из остатков римской государственной почты.

Позднее (с XI в. по XV в.) почтовая связь поддерживалась в основном монастырями, рассылавшими гонцов по всей Европе. Среди монахов всегда находились желающие побродить по свету вместо того, чтобы сидеть по кельям. У странствующих монахов рядом с сумой для подаяний нередко висела сумка с письмами. Своих посланцев имели и университеты, появившиеся в XII в. в Италии, Испании, Франции. Здесь обучались дети состоятельных людей, проживавших в разных странах Европы. Родители нуждались в поддержании связи со своими сыновьями. Самую хорошую службу связи имела Сорбонна — часть Парижского университета, готовившая высшее духовенство. Гонцы Сорбонны регулярно совершали поездки не только по Франции, но и за ее пределами. Гонцам Сорбонны разрешалось брать почту и от лиц, не имевших отношения к университету; доверяли этим гонцам отправления даже правительственные учреждения.

Однако феодальная Европа, где бурно росли города, где развивались торговля и промышленность, не могла удовлетвориться ни монастырскими, ни университетскими почтовыми связями. Поэтому купеческие гильдии и ремесленные цехи стали организовывать свою службу гонцов. Постепенно пользование ею стало возможным для других слоев населения. Однако плату за доставку, особенно на большие расстояния, брали высокую.

Рядовые люди тоже хотели передавать вести — хотя бы важнейшие — друзьям, знакомым и родственникам. Их выручали торговцы, переезжавшие с места на место для покупки и продажи разных товаров, и ремесленники, которые путешествовали для сбыта изделий своего ремесла. Купцы и ремесленники или сами вручали почтовые письма, адресованные своим покупателям, иди передавали их торговцам, ехавшим туда, где жил получатель. Сначала это была просто любезность по отношению к постоянным клиентам. Чаще всего разъезжали мясники, закупавшие и перегонявшие гурты скота. Они бывали в самых отдаленных местах, где никогда не появлялись гонцы.

Постепенно цех мясников наладил хорошо поставленную службу связи. Ее так и называли «почта мясников». Мясники нередко согласовывали свои маршруты друг с другом, останавливаясь в чужих городах. Поэтому они имели возможность доставлять письма и на далекие расстояния. Своего рода «почта мясников» существовала в древнем Новгороде. На это указывают некоторые берестяные грамоты. Переписка государственного значения доставлялась здесь гонцами. Без сомнения, специальный гонец привез бересту с известием об успехе новгородского посольства у короля Швеции и Норвегии (XIV в.). Но для частной переписки пользовались услугами торговых людей, колесивших с товарами по ближним и дальним дорогам. Новгородские купцы, такие как былинный Садко, «богатый гость», везли мед и воск, пушнину, кожу и рыбу, снабжали западно-европейским серебром всю Русь до Рязани и Нижнего Новгорода. Они везли европейские товары с запада на восток, а на запад — восточные и южные. На юг купцы держали путь за хлебом: в нем Новгород нуждался в XI—XIII вв. Кто-нибудь из торговых людей привез в Новгород в начале XII в. из Смоленска бересту от некоего Гордея, отправившегося в голодный неурожайный год на юг, где «дешеве ти хлебе»: «Поклон от Гордея к отьчеви и матери. Продавъше двор, идите же семо Смоленьску ли, Кыевоу ли... Але не идете, а присъ/ли/те ми грамотичу, сторови ли есте».

Как видно из берестяного письма, Гордей предлагает родителям, продав двор, ехать в Смоленск, где он пока остановился, или прямо в Киев, а если они не решатся ехать, то сообщить, здоровы ли они: болезни всегда были спутниками голода. Гордей не только имел возможность прислать письмо из Смоленска, за 400 км, но не сомневался, что родители смогут прислать ответ и гораздо дальше — в Киев. Это показывает, что почтовые пути Новгорода были не случайными, а постоянными и хорошо налаженными.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Развитие почтовой связи»

· Развитие сети почтовой связи

· Ранее Средневековье

· Монастырская и университетская почты

· Купеческая почта и почта мясников

· Городская и королевская почты

· Почта Турн -и- Таксис

· Почта в России

· Новое время

Развитие почтовой связи

Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась посредством гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облечённые в символическую форму. С развитием человеческой цивилизации происходили изменение и развитие способов, средств и форм почтовой связи.

История почты тесно связана с историей письменности. С зарождением последней информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельческих государств на Древнем Востоке, правители которых нуждались в постоянной информации о положении в собственной стране и на подвластных им территориях, почтовая связь стала приобретать упорядоченный характер.

Первые учреждения упорядоченной службы сообщений возникли достаточно рано в античные времена. Впервые почтовое сообщение появилось около 5000 лет назад в Месопотамии для передачи информации, запечатлённой в виде глиняного письма. Не менее древней является почтовая связь в Египте.

Ранее Средневековье

С падением Западной Римской империи в Европе вряд ли существовала какая-либо функционирующая система передачи вестей. Лишь Хлодвиг (король Франции с 482 по 511 год) пробовал -- без особого успеха -- воссоздать почтовую связь из остатков римской государственной почты. Ко времени Карла Великого (768--814) сообщения доставлялись с большими затруднениями. Карл Великий и его преемники не сделали серьёзных попыток к восстановлению римской государственной почты. Учреждение гонцов, существовавшее при Каролингах, примыкало к народному делению на марки и при быстром распадении монархии не получило широкого развития. Князья-феодалы осуществляли пересылку писем и вещей посредством гонцов и возниц, представлявшихся их подданными.

Монастырская и университетская почты

В феодальной средневековой Европе XI--XV веков, при раздробленности государственной власти, пересылку известий принимали на себя главным образом отдельные духовные и светские корпорации. В обмене мыслей всего более нуждалась тогда церковь, как потому, что её устройство покоилось на начале централизации, так и потому, что в течение долгого времени она являлась единственной носительницей умственной жизни народов. Архивы церковных учреждений и регесты римской курии свидетельствуют, что ещё в самом начале средних веков происходил оживлённый обмен посланий между главой католической иерархии и её членами; но на существование специального церковного института гонцов или курьеров нет указаний. Лишь между многочисленными разветвлениями духовных орденов поддерживались правильные сношения через посредство странствующих монахов, которые выполняли роль курьеров и брали с собой донесения. Монастыри таким образом имели собственную систему сообщений -- монастырскую почту.

При университетах, куда учащиеся стекались из самых различных стран, также образовались корпорации профессиональных гонцов, пользовавшиеся разными привилегиями. В XII--XIII веке славились гонцы университетов в Болонье, Салерно, Неаполе, Монпелье, Тулузе, позднее -- гонцы парижского университета Сорбонны. Гонцы университетской почты поддерживали связь между учащимися и их семьями; некоторые из университетских почт за определённую плату доставляли сообщения частным лицам.

Купеческая почта и почта мясников

Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных служб посыльных и почт городов, обслуживавших купцов и ремесленников. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и другим слоям населения.

Купеческая почта была заведена при крупных торговых домах, которые содержали собственных курьеров. Вскоре отдельные купцы стали заимствовать эту идею и объединялись с тем, чтобы собранная почта могла перевозиться по назначению. Начало купеческой почты можно обнаружить в Республике Венеция. В то же время единой государственной почты всё ещё не было.

Несколько позднее возникла так называемая «почта мясников» (нем. Metzger-Post ). Цех мясников, совершавших для своих закупок обширные путешествия, принимал на себя, по соглашению с городами и купеческими гильдиями, перевозку писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это вменено было цеху мясников в обязанность, взамен чего он освобождался от общинных повинностей. Таким образом образовалась почта мясников, просуществовавшая до конца XVII века и местами получившая значение государственного установления (в Вюртемберге).

Городская и королевская почты

С развитием городских вольностей одним из важнейших средств сообщения в Средние века явился институт городских гонцов, который с XIV века существовал почти повсеместно, но особое развитие получил в крупных торговых центрах Германии и Италии. Из многочисленных дошедших до нас регламентов городским гонцам в Кельне, Майнце, Нордгаузене (XIV век), Страссбурге (1443), Аугсбурге (1552), Бреславле (1573) и т. д. видно, что они состояли в ведении городского совета, которому под присягой обязывались подчиняться. Они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий. Выступая из города в определённые дни, они верхом или пешком в установленные сроки доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, равно как и письма и посылки горожан, с которых взимали плату по таксе.

Современная централизованная почта зародилась с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI эдиктом 19 июня 1464 года учредил королевских курьеров (фр. maоtres coureurs royaux ). По всем его владениям раскинута была сеть станций для перемены лошадей; во главе всей организации стоял grand maоtre . Эта почта предназначалась исключительно для надобностей правительства; королевским курьерам под страхом смертной казни воспрещено было исполнять поручения частных лиц. В патенте Карла VIII от 27 января 1487 года королевские курьеры названы chevaucheurs en postes . Вскоре после того не только во Франции, но и в Германии и Италии названием почты стали означать всю совокупность установлений, которые учреждались государством или под контролем государства для пересылки как правительственной, так и частной корреспонденции и для перевозки пассажиров.

Почта Турн -и- Таксис

Первый опыт организации почты -- в самом настоящем смысле этого слова и на широких международных началах -- был сделан членами рода Тассо (позднее Тассис или Таксис; в 1650 году к фамилии была добавлена приставка Турн) из Бергамо, принявшими на себя поддержку сообщений между габсбургскими владениями. Почта Турн-и-Таксис просуществовала со второй половины XV века до 1867 года и внесла огромнейший вклад в развитие почтовой связи в Европе.

Почта в России

Люди на Руси были прекрасно осведомлены о событиях, которые происходили за тысячи километров, но, однако, прямых свидетельств с описанием регулярной почтовой службы в X--XIV веках нет.

Наверное, первое сообщение о системе почтовой связи на Руси относится к началу XVI века и принадлежит Сигизмунду Герберштейну: «Государь имеет ездовых во всех частях своей державы, в разных местах и с надлежащим количеством лошадей, так чтобы, когда куда-нибудь посылается царский гонец, у него без промедления наготове была лошадь. При этом гонцу предоставляется право выбрать лошадь, какую пожелает».

Другой иностранец (Станислав Немоевский) отмечал, что при Иване IV Грозном «Гонцы обязаны, с часа на час, делать в день по 20 миль (около 100 км), и они столь невозможное дело выполняют в короткое время, хотя за это для них нет никакой признательности, но -- кара: кнут и тюрьма».

Согласно сообщению того же автора, в начале XVII века ямы (почтовые станции) располагались друг от друга на расстоянии от 6 до 20 миль (30-100 км). При этом, путешественники разных сословий, исполняющие волю Великого князя, могли менять на ямах разное количество лошадей: «простой человек мог взять лишь одного коня; сын боярского сына -- три; а которому на подорожной от Великого князя напишут с „вич“, например -- Борис Васильевич, тому шесть. Сыну с отчеством, то есть какого-нибудь большого думного -- 15, думному князю -- 30».

В начале XVII века Великий князь (царь Василий Шуйский) каждые восемь дней получал известия о том, что творится на границе и в других местах страны. почта связь вести сообщение

Из сообщения Патрика Гордона в конце XVII века почта из Москвы, например, в Ригу отправлялась каждые две недели; генерал получил в Москве письмо, направленное из Смоленска, через 10 дней с даты отправки, а, находясь в Лондоне, -- письмо от жены, которое проделало путь из России за 43 дня; письмо от отца (из Шотландии) шло до Лондона 33 дня.

Новое время

В XVI--XVII веках во Франции, Швеции, Англии и других странах возникла централизованная королевская почта. Идея почтовой регалии , то есть исключительного права правительства содержать в пределах государственной территории почтовые учреждения, впервые выдвинута была в конце XVI века, а в XVII веке стала проводиться в жизни. Первым из германских государей, учредившим правительственную почту и признавшим за ней характер монополии, был великий курфюрст Фридрих-Вильгельм (1646). Его примеру последовали другие значительные имперские чины. Тогда же содержание почты стали рассматривать не только как право, но и как обязанность правительств.

В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки -- столько проезжал почтовый дилижанс.

В XIX веке коренной переворот в почтовом деле был вызван распространением железных дорог и пароходства. Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

В 1820 году торговцем бумаги Бревером в Брайтоне изобретён конверт. Важной вехой в истории почтовой связи стал выпуск почтовой марки в 1840 году в Великобритании. Позднее в Англии и её колониях стали употребляться заказные конверты.

Штемпельные бандероли появились в 1857 году в Соединенных Штатах Америки, в 1864 году -- в Новом Южном Валлисе, в 1868 году -- в Северогерманском союзе; всего такие бандероли были введены позднее в 66 странах. Бланки для закрытых писем были введены в 55 странах, первоначально в 1879 году в Париже; в Аргентине и во Франции существуют бланки с уплаченным ответом. Бланки для почтовых переводов появились в Брауншвейге в 1865 году и затем были введены в 14 странах; лишь в трёх странах существовали штемпельные конверты для почтовых переводов.

В 1874 году на I Международном почтовом конгрессе 22 страны, в том числе Россия, подписали Всеобщий единый почтовый договор и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 года -- Всемирный почтовый союз). В 1878 году была заключена Всемирная почтовая конвенция, регулирующая обмен корреспонденцией, которая содержит письменные сообщения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Порядок размещения и принцип развития сети отделений почтовой связи и почтовых ящиков в городе. Расчет количества отделений почтовой связи открытого типа. Организация обслуживания клиентов услугами почтовой связи и проектирование перевозок почты.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2011

    Порядок размещения и принцип развития сети отделений почтовой связи и почтовых ящиков в городе. Системы обработки и продвижения почты в городе. Организация перевозки почты в городе. Организация доставки почты в городе. Организация городской служебной почт

    курсовая работа , добавлен 15.02.2005

    Экономико-географическая характеристика Амгинского улуса. Размещение сети предприятий и пунктов связи. Система построения внутрирайонной почтовой связи и организация перевозки почты. Доставка корреспонденции и печати. Показатели проектируемых мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Организация работы и автоматизация почтовых операций при помощи программных продуктов: "Система слежения", "Газеты-розница", "Подписка". Организация доставки почты на узлах связи. Порядок высылки сверхлимитных остатков кассы в отделения почтовой связи.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2013

    Порядок размещения и принцип развития почтовой сети, ее центральный объект и предлагаемые услуги. Особенности работы и преимущества передвижного отделения почтовой связи, его значение в оказании услуг жителям отдаленных деревень современной России.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Способы организации систем безопасности, их характеристика. Система контроля и регистрации доступа. Оборудование для безопасного хранения ценностей. Проверка безопасности отделения почтовой связи г. Омска. Защита секретной информации и оборудования.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Организация обслуживания пользователей услугами почтовой связи. Городской почтовый узел, его функции и принцип размещения. Организация городской служебной почты в городе. Характеристика доставочной службы города Яр-Сале. Система экспедирования печати.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2011

    Структура системы нормативных документов в области использования почтовой связи. Термины в нормативных документах и определение их понятий. Проблемы устранения имеющихся противоречий в терминологии. Конвенция и Соглашение Всемирного почтового союза.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2009

    Этапы развития различных средств связи: радио, телефонной, телевизионной, сотовой, космической, видеотелефонной связи, интернета, фототелеграфа (факса). Виды линии передачи сигналов. Устройства волоконно-оптических линий связи. Лазерная система связи.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Характеристика локальных компьютерных сетей и рассмотрение основных принципов работы глобальной сети Интернет. Понятие, функционирование и компоненты электронной почты, форматы ее адресов. Телекоммуникационные средства связи: радио, телефон и телевидение.

Нет, не зря бился Шампольон над . Раскрытие их тайны подарило ученым великолепную возможность проникать в прошлое. Раскатывая свитки папирусов, историки все больше и больше узнавали о быте и нравах Древнего Египта. Не мудрено, что среди сотен папирусов, дошедших до наших дней, оказался свиток, описавший тяжкий труд древних почтальонов. Этот папирус был завещанием, написанным двадцать четыре столетия назад. Отец, умирая, наставлял сына: «Становись кем хочешь, но не почтальоном».

«Перед отправлением в чужие страны он, - читаем мы о гонце в этом завещании, - из опасения быть съеденным зверьми или убитым дикими азиатами завещает своим детям все имущество. А как ему живется в Египте? Едва возвратился он домой,как скоро должен снова собираться в путь. Затем, если он отправляйся куда-либо, то на нем всегда тяжелая ноша…»

Победитель спортивных игр – олимлиоиик – Не только проезжал на колеснице почета. Лучшие бегуны получали почетное право доставлять известия.

Ноша была тяжелой и опасной. Причем не только потому, что на дорогах встречались дикие звери. Судьба гонца частенько зависела от содержания письма. Известие радости сулило награду, печальная весть - смерть. Говорят, что персидские цари без сожаления умертвляли гонцов, приносивших недобрые сообщения.

И все же плохие или хорошие известия были ценностью. Они - единственный источник информации государственных деятелей древности. Вот почему, описывая одного из царей, историк Диодор Сицилийский подчеркивал: «Как только он с рассветом вставал, тотчас же он сам принимал от прибывших с разных сторон гонцов письма».

Гонцы Греции

Нет, неспроста заклинал своего сына безвестный египтянин не становиться гонцом. В Египте это была тяжелая, опасная служба. Иное дело Древняя Греция. Там вестникам воздавали небывалые почести…

Одетый в пурпурные одежды, под приветственные возгласы почитателей въезжал на колеснице в свой родной город олимпионик- победитель Олимпийских игр. И никого не удивляло, что таким людям назначали пожизненные пенсии, устанавливали в общественных местах их скульптурные изображения или… Делали гемеродромами - гонцами для самых быстрых, самых важных сообщений. Слава одного из таких чудо-бегунов дожила до наших дней.

История марафонского бега

Две тысячи с лишним лет назад стотысячное персидское войско высадилось неподалеку от Афин, в Марафонской долине.Афиняне могли противопоставить незваным гостям всего лишь десять тысяч воинов. Будущее сражение представлялось персам чем-то вроде игры кошки с мышкой.

Но персы были захватчиками, греки же защищали свободу. Это удесятерило их силы. Победить или умереть. Иного исхода Афины не видели, да и не хотели видеть.

Афиняне оказались в одиночестве. Их гемеродром Фидиппид показал чудеса скорости и в два дня достиг Спарты. Но спартанцы отказались помогать афинянам. Они предпочли выждать и посмотреть, как развернутся события. Оставалось одно - сражаться!

Опытный полководец Мильтиад, хорошо знавший повадки персов, возглавил афинское войско. 12 сентября 490 года до нашей эры его армия ринулась в атаку на врага…

Запыленный, окровавленный, прибежал гонец Мильтиада в притихшие Афины.

Радуйтесь, мы победили! - крикнул он и умер.

О герое-вестнике напоминает марафонский бег , одно из труднейших легкоатлетических соревнований. Сорок два километра сто девяносто пять метров бегут марафонцы. Столько же отделяло Афины от поля боя.

История марафонского вестника - свидетельство силы и слабости древнегреческой связи. Уважая гонца, отдавшего жизнь, чтобы донести известие, нельзя не подумать и о пределе человеческой выносливости. Марафонская дистанция считалась близкой к такому пределу. Но вот недавно в печати появились сообщения, опровергающие это распространенное мнение. Выяснилось, что индейцы из племени тарагумара, живущего в горах Сьерра-Мадре, в северо-западной Мексике, регулярно устраивают состязания в беге на… 270 километров! Но даже такая неслыханно длинная дистанция не смогла бы решить проблемы связи в больших державах древности…

Гонцы Персии

Примерно за сотню лет до марафонского сражения персы завоевали Ассирию. Персидский царь Кир (историки обычно называют его Киром-старшим) стал владыкой империи, разметнувшейся от Персидского залива до южных берегов Каспийского моря, от Каспийского моря до Черного, от Черного до Средиземного…

Чтобы управлять многонациональным рабовладельческим государством, нужна была отличная связь, и Кир эту связь имел.

«Ничто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними», - писал о гонцах Кира греческий историк Ксенофонт.

Военные и торговые пути, выстроенные руками рабов, тянулись в разных направлениях Персидской державы. Но не безукоризненные дороги - главная особенность почты Кира.

Марафонскому вестнику в Греции установлен памятник. Фрагмент его вы видите на этой марке.

«Мы заметили еще и другое полезное открытие, продиктованное размерами его государства, - писал тот же Ксенофонт.- Благодаря ему он узнавал о положении дел отовсюду, из самых дальних углов государства. Выяснив, какое расстояние могла пройти лошадь за день пути, он основал на всех направлениях на таком расстоянии станции-приюты, оставив там лошадей вместе со служителями. Позднее он назначал здесь надсмотрщиков, которые получали доставленные письма, чтобы передать их дальше, заменив измученных людей и лошадей. Говорят, что транспортировка писем не прекращалась и ночью, так как дневные гонцы передавали письма ночным гонцам…» Короче: древние персы организовали в своем государстве эстафетную почту.

К этой характеристике ангариона (почтовая служба Древней Персии), которую дал Ксенофонт, можно добавить лишь одно - почтовая служба считалась делом огромной государственной важности. И не случайно некоторое время почтмейстером Кира был его племянник, будущий царь Дарий. Тот самый Дарий, который пытался покорить скифов и проиграл афинянам марафонскую битву.

14.10.2010 - 10:54

Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет - точнее, тысячелетий, и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в ногу со временем...

Письмо из Египта

С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали "письма" - последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые "почтальоны" - гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить "письмо" со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов - с устными собщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями. Посланники сменялись или пересаживались на других лошадей на специально построенных для этого станциях. Интересно, что именно от латинского выражения "mansio pozita"... (станция в пункте) и произошло слово "почта", которое во многих языках звучит примерно одинаково.

Племена, обитавшие и кочевавшие на территории нашей будущей страны, тоже не желали оставаться без информационной поддержки. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали, что скифы и сарматы передают устные сообщения с гонцами.

Древнерусское письмо

Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...

Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной - уже в 984 году появляется так называемый "повоз" - повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.

Татаро-монгольское иго принесло неисчислимые беды русской земле, в том числе и развитию почты. Единственное, что русские позаимствовали у захватчиков, так это новое название почты - ямская гоньба. Появилась она в XIII веке и просуществовала до второй половины XIX в. На важных дорогах были построены ямские дворы, где гонец мог сменить лошадь. В XVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. Затем специальным правительственным указом была учреждена новая должность в государстве - начальник ямского приказа. На этот пост дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.
Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В 1714 году была создана специальная почта для обслуживания армии и военнослужащих, а для перевозки почты начали использовать водный транспорт. К концу правления Петра I к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений - 458.

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, а взамен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1784 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20000 руб.

В начале 70-х годов XVIII в. появляется "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые свозникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель" - фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя). В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.

В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит под попечение Министерства внутренних дел. В почтовой отрасли происходят важные изменения: вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приведятся к единообразию почтовые операции. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой строится первое шоссе. Постепенно другие главные дороги страны переоборудованы в шоссейные, что дает возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов.

Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.

Почта XX века

Первая мировая война, революция, Гражданская война нанесли значительный урон почте России. Связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Но постепенно почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов. Но начинается война, и почта становится одним из самых важных стратегических объектов, подвергаясь при этом значительным разрушениям со стороны врага.

Важно было в совершенно тяжелых условиях организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Несмотря на то, что захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи, ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем. В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

Война закончилась, и страна начала залечивать раны, нанесенные врагом. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. Затем начинается новый виток в развитии почтовой связи в СССР. Растет сеть предприятий связи, в самых глухих и труднодоступных местах появляются почтовые отделения. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад. Затем почта становится все более современной и механизированной, а время ожидания письма получателями все уменьшается и уменьшается. Произошло это благодаря появлению множества современных почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин.

Письма будущего

Наступил XXI век. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что вскоре для пересылки почты совсем не потребуется налаженная веками сложная структура почтовых ведомств. Изобретение интернета и электронной почты сэкономило огромное количество времени для желающих получать срочную корреспонденцию.

В наши дни промежуток между отправлением письма и получением его адресатом из любой точки мира занимает буквально долю секунды. Достаточно обзавестись электронным адресом (интересно, что многие пользователи e-mail называют этот процесс "завести ящик" - то есть, почтовая лексика плавно переходит для обозначения новых технологий).

Вы пишете своему другу электронное письмо в США, и через пару минут можете читать его ответ с самыми свежими новостями или рассматривать фотографии, сделанные им буквально вчера или сегодня. Конечно, далеко не все имеют свой компьютер с выходом в Интернет, но, судя по скорости компьютеризации населения нашей страны, вскоре работы у почтальонов станет гораздо меньше. Возможно, что лет через 50 у них останется только обязанность носить извещения о полученной вами посылке - потому как вряд ли за столь короткое время будет освоена телепортация материальных объектов. Хотя - кто знает....

  • 5482 просмотра
Понравилось? Лайкни нас на Facebook